Наталья ДУМКИНА
Дом с историей
|
|
В последние десятилетия «старина», антикварные и винтажные вещи, выступают одним из главных трендов во многих областях моды и стиля. Стремление собрать дома все остромодное и сиюминутное, отправившее в буквальном смысле в топку не один антикварный комод в конце ХХ века, решительно уходит из сферы интерьера. Сегодня у вещей, не подвластных времени, появилась возможность найти свое место в любом современном доме. Антикварные раритеты, винтажные находки, современные реплики вещей из давно ушедших эпох рассказывают о своих владельцах как о людях состоятельных, интересующихся искусством и историей. Они сами – живая история и вечная ценность, позволяющая по-новому взглянуть на мир через призму столетий.
Антиквариат и винтаж – понятия родственные, но на практике представляющие собой различные явления. Антиквариатом принято называть предметы, пришедшие из других эпох, имеющие историческую и художественную ценность. Настоящий антиквариат стоит достаточно дорого, к тому же крупные мировые музеи зачастую борются за право обладать уникальным предметом, что уж говорить о частных коллекционерах. Кроме того, появившись на свет более 70 или 100 лет назад, антикварная вещь, к сожалению, не может сохранять новизну и первоначальные качества. Избавить антиквариат от ветхости и «воспоминаний» о прежних хозяевах не сможет даже самая профессиональная реставрация. Все это может привести к тому, что предмет, относящийся к категории антиквариата, станет не элементом интерьера, а объектом коллекционирования.
Винтаж, напротив, чаще всего используется по прямому назначению. «Винтажной» обычно считается оригинальная вещь не моложе 20 лет, в которой четко виден «писк моды», отпечаток времени ее создания. Такие предметы можно найти на «блошиных рынках» или неожиданно обнаружить у друзей и знакомых, которые не придают им особой ценности и готовы избавиться от «старья» при первой же возможности. Как и традиционный антиквариат, такие находки нуждаются в восстановлении, прежде чем начать вторую жизнь в интерьере.
Существует еще один взгляд на понятие винтажности. «Винтажными» с полным правом могут называться абсолютно новые предметы, специально изготовленные по образцам или по мотивам старинных вещей и искусственно состаренные. Сегодня в мире существует ряд фабрик, которые занимаются выпуском такого рода мебели – вещей высочайшего качества для ценителей старины и классики. Настоящие шедевры мебельного искусства создаются вручную, по старинным технологиям и с использованием аутентичных материалов. Новую мебель потирают и царапают, красят в специальной «выцветшей» технике, ставят «следы» древесных жучков, покрывают поверхности каннелюрами-трещинками. Каждая потертость, патина, царапинка находятся на «своем» месте. Такая состаренная вещь, появляясь в доме, приносит с собой ощущение истории и сама приобретает историческую ценность.
Современный винтаж может быть как на 100% аутентичным, то есть полностью копирующим образец, так и осовремененным, отвечающим запросам ХХI века. Например, одна из основных коллекций французской семейной фабрики Grange, названная Vintage, представляет вещи разных эпох и стилей, выполненные по реальным историческим образцам. При этом фирма также выпускает коллекции, направленные на воспроизведение особого духа старины, но не имеющие конкретных прототипов. «Осовремененный винтаж» как направление в мебельном искусстве своим рождением обязан исторической изменчивости представлений о комфорте. Начиная со второй половины ХХ века в повседневную жизнь начали активно входить различные технические устройства, да и антропометрические показатели наших предков заметно отличались от современных. Сохраняя традиционные приемы работы, мастера используют преимущества новых технологий, чтобы сделать изделия более удобными, функциональными, защищенными от внешних воздействий. Тонкая связь классической формы и современного содержания выгодно отличает винтаж от антикварных вещей.
Законодателями моды на «осовремененный винтаж», несомненно, являются французы. Они не боятся придать «дворцовому стилю» демократизм или внести в старую форму достаточно провокационное содержание. Во французском интерьере можно встретить смешение стилей, эпох, имен и стран: Наполеон и Мария-Антуанетта, Индокитай и Прованс... История страны собирается в одном пространстве усилиями таких фабрик высокого стиля, как Grange, Felix Monge, Montigny, Charles le Roi.
Благодаря возрождению моды на историю современный интерьерный стиль, кажется, преодолел все ограничения и вырвался за рамки возможного. Элементы эклектики читаются в самом строгом классическом интерьере, кресло эпохи рококо оживляет стальной хай-тек, диковинные расцветки преображают мебель архаичных форм... Уходит в прошлое интерьер, в котором каждая деталь имела четко определенное место и функции. В таком «стерильном» пространстве сама жизнь неумолимо нарушает первоначально выверенную гармонию. Классический интерьер, в противовес искусственному, не боится меняться. Его многочисленные детали – зеркала, вазы, текстиль, посуда – заключают в себе возможность изменений и дополнений. В классической обстановке удобно и уютно жить, творить, развиваться. Классический дом складывался веками, сохраняя для потомков лучшее, что было придумано и создано. Именно поэтому формы, проверенные историей, легко создают и гармонично дополняют любой актуальный интерьер. В пространство современной квартиры прекрасно вписываются по-настоящему старинные предметы интерьера и функциональные винтажные вещи, изготовленные руками первоклассных мастеров. Роль современной классики – жить в семье, приобретая собственное историческое звучание и превращаясь в итоге в подлинный антиквариат. И, вполне возможно, через сотню-другую лет современный винтаж вдохновит дизайнеров будущего на создание новых направлений в интерьерной моде.
Фирма Grange производит специальную коллекцию предметов «из прошлого» – «Memoire» («Память»). «Походное кресло Наполеона», «Столик Марии-Антуанетты», «Рабочий стол Сезанна» – это память, сохраненная в аутентичных вещах, принадлежащих реальным историческим лицам. Все вещи коллекции производятся с особого разрешения французского правительства (образцы-оригиналы некоторых из них находятся в музейных коллекциях) и снабжены табличками с серийными номерами.
№5, 2009
|