НИЖЕГОРОДСКИЙ ИНТЕРЬЕРНЫЙ ЖУРНАЛ - 11 ЛЕТ В МИРЕ ДИЗАЙНА ИНТЕРЬЕРОВ!


НАШ НОВЫЙ САЙТ WWW.M-INFONN.RU




18+

Рубрики
журнала:

СТИЛЬ

ДИЗАЙН

КОНЦЕПТ

МЕСТО ВСТРЕЧИ

В ЛИЦАХ

МЕБЕЛЬ

ОТДЕЛКА

ДЕКОР

КОМФОРТ

STEP UP

КЛУБ ДИЗАЙНА

СВЕТСКАЯ ХРОНИКА

ВЫСТАВКА



Яндекс цитирования
Rambler's Top100



Интерьерный
журнал «M info»

© 2013 «M info»





Светлана НИКОЛЬСКАЯ

Причуды мистера Смита


Все стили в Англии на протяжении своей истории приобретали ярко выраженный оттенок особой неповторимости. Начиная с первого общеевропейского художественного стиля (известного всем «романского», который англичане называют «норманнский») вплоть до наших дней знатоки и специалисты, характеризуя специфику британского дизайна, ограничиваются осторожной формулировкой «английский вкус» (English Taste).


Стиль «ампир» также остался в Лондоне первой трети XIX века лишь «одним из модных», «привезенным из Парижа». Снисходительно воспринимая французские ампирные веяния, хороший «английский вкус» предпочитал в то время «стиль регентства». Создателем этого стиля в мебели был человек, которого звали Джордж Смит. С его именем связано совершенно изумительное кресло, ныне являющееся украшением экспозиции лондонского музея Виктории и Альберта.

Джорджа Смита можно назвать человеком-миражом, человеком-легендой.

Это имя, звучащее в английском языке почти так же как в русском, — «Иван Петров», встречается и документах неоднократно и связано с изготовлением и обивкой мебели. Джордж Смит был «главным драпировщиком» принца Уэльсского. Джордж Смит был младшим сыном мебельного мастера Джорджа Смита Брэдшоу. Имя «Джордж Смит» значится на трех изданиях, ставших «учебниками» для мастеров того времени — «Собрание эскизов домашней мебели и декораций интерьера», «Собрании орнаментов по античным образцам», «Руководство столяра-краснодеревщика и драпировщика», опубликованных соответственно в 1808, 1812 и 1826 годах. Но до сих пор никем не доказано, что все эти факты связаны с одним и тем же человеком. Так или иначе, в знак уважения, надо думать, к законодателю стиля, сегодня в Англии существует фирма George Smith, специализирующаяся на мягкой мебели.

Кресло, о котором идет речь, с точностью до деталей, запечатлено в эскизе на одной из страниц книги 1808 года (переиздана в Нью-Йорке в 1970 году).

Конструкция из бука выглядит очень легкой, несмотря на обильную резьбу и позолоту — дань манере, пришедшей с противоположного берега Ла-Манша, сопровождающей обычно монументальные помпезные французские кресла. Специфически английская черта — использование тростниковых плетеных элементов также придает ощутимую воздушность. Четыре тонких ножки имеют резные позолоченные окончания в виде шерстистых львиных лап. Задние ножки очень похожи на свой прототип — задние конечности кошачьих с характерным выступающим «локтем». (Сидение иногда так и называют — Elbow Chair, «кресло с локтем»). Передняя пара ножек имеет хорошо освоенную английскими георгианскими стилями S-образность, находящую продолжение в линии торцов боковин кресла. Они выглядят как шеи фантастических животных, резные головы которых завершают эти торцовые детали. На «шее» оскаленных животных — резьба в виде позолоченного «украшения», напоминающего оплечье древнеегипетских фараонов. Такая же позолоченная деталь присутствует и в резных окончаниях боковин спинки, они также вырезаны в виде оскалившихся «львиных» морд, только обращенных в противоположную сторону. Многообразие точек зрения на объект мебели говорит о том, что настала пора свободного расположения предметов обстановки в пространстве, в отличие, кстати, от мебели классицизма XVIII века, которая должна была располагаться строго по периметру помещения и требовала строгого фронтального восприятия.

Все линии кресла достаточно непростые, перетекающие одна в другую. Стыков между элементами конструкции практически не видно, все кресло смотрится выточенным из единого куска дерева, что часто является прерогативой восприятия произведения скульптуры.

Рельефами украшены важные структурные элементы — перекладина спинки кресла и ламбрекены (боковые детали по бокам сидения в форме фигурного фестона, выступа с закруглением). На ламбрекенах — крылья и шестилучевая звезда. Черное на золотом фоне изображение символизирует возвышение духа и вознесение тела. Крылья в данном случае напоминают также о крылатых фантастических существах (грифоны, сфинксы). Звезды присутствуют и на фронтальной перекладине сидения, только они пятиконечные и выглядят черными на золотом фоне. Пятиконечная звезда, или пентаграмма, помимо смысла знака «вольных каменщиков», еще в античности символизировала единство пяти основных элементов природы, гармонию тела и души, отношения золотого сечения. В Англии звезда является геральдическим знаком некоторых аристократических кланов. Кроме того, мастер начала XIX века не мог не увлечься начертанием древнеегипетских иероглифов (которые он мог увидеть на Розеттском камне, привезенном англичанами из Александрии в 1801 году и помещенном в Британский музей, где он поныне и хранится). Звезда входит в написание нескольких иероглифов со значением «восхождение к началу», «учение», «воспитание».

На перекладине спинки находится рельефное изображение Морфея — юношеский лик с закрытыми глазами в ореоле пышной шевелюры, в которой различимы крылья. Этот персонаж античной мифологии, являющийся одним из трех сыновей бога сна Гипноса и единственным, способным принимать «человечьи обличия». «Находиться в объятиях Морфея» означало также приближаться к источнику вдохновения, так как «сон являлся богом, наиболее расположенным к музам» (Павсаний).

Сложная символика — в духе того времени. Вспомнив самые известные значения мотивов декора, не буду даже пытаться растолковать значение всей композиции. Очевидно только, что смысл этих изображений совершенно иной, нежели в наполеоновской Франции. Английские ассоциации не были связаны с брутальностью военных действий (консервативная Британия негативно воспринимала политику Наполеона по переделу Европы). Смыслы должны были возникать во внутреннем мире человека, приобретать не столько интеллектуальную, сколько эмоциональную трактовку. Вот почему все элементы кресла, начиная от конструкции и заканчивая орнаментальным завитком, чуть-чуть отступают от классической нормы. Например, резные орнаменты на перекладине спинки, слева и справа от лика Морфея, очень напоминают древнегреческие, но трактовка «усиков», «завитка» и «антемия» (мотив пальмового листа, здесь он похож не петушиный гребешок) выглядит достаточно вольной. Цветовая гамма английского кресла — черное с золотом — совершенно не свойственна ампиру, характеризующемуся преобладанием «белого и золотого», «крови и лазури небесной».

Соединение черт древнегреческого, древнеримского, а также древнеегипетского искусства с элементами английской готики, снабжение всего этого «блюда» модными пикантными «приправами» дало основание говорить о стиле регентства (Regency Style) в Англии — в пику французскому ампиру. Название связано с тем, что в период с 1811 по 1820 годы по причине болезни короля Георга III, регентом, то есть «временно исполняющим обязанности верховной власти», Парламентом был назначен его наследник, принц Уэльский, будущий король Георг IV. Вся первая треть XIX века — это и есть «эпоха регентства» (или «ридженси», как принято произносить, чтобы избежать путаницы со стилем регентства во Франции, исторически соответствующим ранней стадии эпохи рококо в начале XVIII века). По сути, «Ридженси» — часть того направления в истории интерьерных стилей, которое и в наши дни принято называть эклектикой. Но английское регентство так именуют редко, благодаря индивидуальности, в частности, Джорджа Смита. Его фантазия, свобода подачи классических элементов, не лишенная порой доли иронии, воплощенная в рисунках и эскизах, и сформировали у публики устойчивое обособленное восприятие этого стиля.

В экспозиции музея Виктории и Альберта представлено одно из десяти кресел, составлявших в 1806 году меблировку комнаты гобеленов в Форд-эбби, Дорсет. Еще четыре находятся сейчас в Королевском павильоне в Брайтоне (1815—1823, архитектор Джон Нэш) — шедевре периода Регентства.


№5, 2008



Статьи рубрики


Поэзия и проза ...
Кухня: идеальна...
Культ по-испански
Из Америки с лю...
Свет. Мебель. С...
Мир глазами Бар...
Möbel&Zeit...
Дом с историей
Мебель haute cu...
Кухонный вопрос
Экзотика из Под...
Застолье
Причуды мистера...
Кристальная рос...
Как высоко Луна
«Остров» комфор...
«Умная фурнитура»
Мебель, которая...
Шкаф изнутри и ...
Дерево: 1000 и ...
Все начинается ...
Царство кухни
Мебель как иску...