Евгения ОРЕХОВА
Экзотика из Поднебесной
|
|
Восток всегда интриговал нас необычной культурой и самобытной красотой. Он завоевал сердца россиян, да и всей Европы благодаря извечному стремлению человека познавать тайны. С конца XX века, с проникновением в Россию и Европу восточной культуры и философии, в моду входят интерьеры в восточном стиле. С их тонкостями нас знакомит дизайнер мастерской авторской мебели Вильям Сименс.
— Вильям, скажите, насколько востребован сейчас восточный стиль интерьера, в частности китайский?
— Особенно популярны у нас японский и китайский стили, немного меньше представлена Индия. Очень уж насыщенны и ярки индийские интерьеры, зато в них много чувственности и романтичности. Интерьер в японском стиле очень прост, почти минималистичен, и крайне рационален. Его доскональная продуманность привносит покой буддизма в нашу суетливую жизнь. Китайский стиль интерьера для нашей страны, может быть, даже более привычен, чем другие экзотические мотивы. Ведь интерес к востоку появился в России еще в XYIII веке. Китайский стиль – это роскошь, которая не каждому доступна, хотя отдельные элементы можно вплести в интерьер обычной квартиры (полету фантазии дизайнера все жилища подвластны), тем самым придав ей индивидуальность и особый шарм.
— А в чем особенности именно китайского стиля интерьера?
— Китайцы никогда не отделяли себя от природы, поэтому в ландшафте и интерьере всегда используют законы учения фэн-шуй, зародившегося более 3000 лет назад. Один из основных принципов фэн-шуй – это отказ от острых углов и прямых линий в пользу плавных, округлых форм. Создать их помогают такие элементы, как ниши, встроенная мебель, струящиеся драпировки, высокие растения, вазы, скульптуры. Углы в современных квартирах можно срезать поставленной наискось мебелью, а прямоугольные столики накрывать круглыми скатертями. Желательны аквариум или бассейн.
— Кстати, китайцы, пожалуй, единственная на Востоке нация, которая спит на высоких кроватях, сидит на стульях и ест с высоких столов. Какие изюминки таит их мебель?
— Мебель при оформлении пространства «под Китай» играет особую роль. Она аскетична и консервативна. Появившись несколько тысяч лет назад, китайская мебель изначально не блистала разнообразием, а отвечала жизненным требованиям, потому не отличалась излишними деталями и сложностью конструкции. Китайская кровать например обязана своим происхождением настилу, призванному только защитить от холода. Постепенно у него появились бортики, резные опоры и спинка, драпировки. Богато убранная кровать стала показателем благосостояния в семье. Исконно китайская мебель не имела обивки, что ничуть не умаляло ее удобства. Для украшения использовались вставки из бамбука, мрамора, раковин, панциря черепахи и т.д. Столы, ширмы, округлые табуретки и стулья, низкие столики дополняли интерьер. Традиционно они изготавливались из ценных пород твердой древесины, таких как вяз, тик, красное и розовое дерево. Особое значение имеют ширмы и экраны – они разделяют и огораживают пространство, расставляя необходимые акценты. Ширмы можно переставлять, складывать, убирать. Вышитые или расписные, они становились рамой для какого-либо предмета или занимали центральное место в композиции. Стены отделываются обоями из шелка или бумаги, с росписью или вышивкой по ткани.
— Известно, что особое место в интерьере любого стиля дизайнеры придают цвету и свету. Что диктует стиль Поднебесной?
— Конечно, чтобы подчеркнуть особую этническую атмосферу, нужно правильно выстроить освещение. По канонам свет должен быть максимально естественным. Например лампа, спрятанная за ширмами, воссоздает дневной свет, а свет луны помогут изобразить несколько специально установленных ламп. Для китайской символики очень важен цветовой акцент. Национальный желтый цвет посвящен императору. Красный символизирует солнце, удачу, силу. Голубой – говорит о знатности, зеленый призывает к спокойствию. Эффектные сочетания цветов используются на контрасте белого и черного, красного и черного, желтого и голубого. И непременный акцент – на голубом цвете. Создавая те или иные цветовые сочетания, можно добиться интересных эффектов, но при этом важно следовать культуре и традициям этноса.
— Вильям, какие «мелочи» интерьера помогут ощутить всю «тонкость Востока»? Что может порадовать глаз в этом стиле?
— Это могут быть диковинные статуэтки животных, крупные фарфоровые вазы и сосуды, знаменитые китайские каллиграфические картины. Они достойно дополнят интерьер. Только не увлекайтесь одними аксессуарами, создавайте цельный образ помещения. Для России китайские предметы всегда были экзотикой. Не так давно в домах появились китайский фарфор и шелк, инкрустированные ларцы и ширмы, вручную расписанная мебель.
— Скажите, а можно ли брать за основу интерьера стиль Поднебесной тем, кто любит постоянно менять образ помещения, переставлять мебель, безделушки?..
— Именно этот стиль им и подойдет! По словам одного китайского мудреца – расположение предметов должно создавать впечатление живой изменчивости. Настоящая китайская мебель ассиметрична, поскольку, как считают китайцы, в природе нет ничего повторяющегося. Обычно композиция состоит из нескольких предметов, например разнесенные половинки шкафа, стол с двумя стульями по бокам, курительница с двумя вазами. В возможности переставлять предметы, строить нечто согласно сиюминутному ощущению себя и заключается элемент созерцания, без которого жизнь превращается в бессмысленную суету. Динамичность процесса перестройки – это и есть Дао, примерно суть, процесс, движение…
— В Нижнем Новгороде авторскую мебель, особенно в восточном стиле, почти не увидишь в магазинах. Что посоветуете?
— Ее можно сделать по заказу в мебельных мастерских. Причем если до недавнего времени здесь делали только эксклюзивную мебель в одном-двух экземплярах, то теперь есть проект производства малосерийных изделий в китайском стиле – настолько они стали популярны. Экзотические чайные шкатулки, столики, подносы для утреннего чая, необычные ширмы и журнальные столики скоро можно будет видеть в нижегородских магазинах и мебельных салонах. Тем, кто решил оформить свое жилище в традиционно японском, а особенно китайском стиле, хочется пожелать терпения, усидчивости и особого расположения духа – философии Дао, которое будет еще долго присутствовать в вашем доме.
№1, 2009
|