Наталья ФЕДОРОВА
«Уютный лабиринт»
|
|
В глубине острова Крит, в четырех километрах от северного побережья, стоит древний город Кносс. Сейчас это обычный малонаселенный городишко. А более тридцати пяти веков назад он был центром величайшей цивилизации, которая возникла на берегах Эгейского моря в те далекие доисторические времена. Именно здесь по легенде и был построен Кносский дворец – Лабиринт на острове Крит.
К 1500 году до н. э. Кносс достиг своего наивысшего расцвета и оказывал огромное влияние на другие эгейские государства. Но человечество узнало обо всем этом только в начале ХХ века. А до этого времени на протяжении более чем двух тысяч лет существовала легенда о Кносском дворце – Лабиринте на острове Крит. Величайшим изобретателем и архитектором древности был Дедал. Считается, что это он ввел в использование клей, бурав и топор, первым создал планер и механических людей, которых мы сейчас называем роботами.
А был ли Лабиринт на острове Крит на самом деле? Многие археологи и историки считают его когда-то реально существовавшим сооружением и даже относят Кносский дворец к чудесам света. Действительно, здание с множеством запутанных ходов существовало на Крите, хотя в те времена, когда греки начали писать свою историю, от него осталась только память в виде мифа. Сегодня же о Лабиринте говорят с уверенностью благодаря английскому археологу Артуру Эвансу.
Интересно, что Кносский дворец не имел четко продуманной планировки, но естественным образом вписывался в окружающий пейзаж. Основой архитектурного комплекса Кносского дворца являлся прямоугольный двор, простиравшийся в направлении с севера на юг. Главные входы во дворец также находились на северном и южном торцах. К нему примыкали постройки, возведенные в разное время и на разных уровнях в Кноссе. В Кносском дворце впервые в античном зодчестве были использованы монументальные колонны, которые устанавливались в большинстве залов постройки. Кроме мраморных, во дворце располагались и массивные деревянные колонны, служившие перекрытиями и имевшие оригинальную форму. Школа эгейского зодчества позже была перенята зодчеством греческой архаики. Найденные обуглившимися колонны Кносса ныне реконструированы в камне.
Хаотичная и незатейливая планировка легендарного Кносского дворца навеяла нам мысль о создании интерьера в «этом стиле». Мы попытались создать нечто похожее в современной квартире, и вот что у нас получилось…
Когда вы попадаете в квартиру, в первую очередь бросаются в глаза ломаные и хаотичные линии стен. Грубые, «окаменевшие» доски простираются по всей квартире. Декоративная штукатурка с ярко выраженной фактурой напоминает древние времена. Посередине гостиной две колонны, одна из которых «была разрушена древнегреческим Минотавром», в наши времена она служит обыкновенной стойкой под телевизор, с полками под аудио- и видеотехнику. За диваном гостиной комнаты располагаются ниши с «загадочной» подсветкой, стена за ними, кажется, вот-вот раздвинется, и оттуда появится Тесей, который победил Минотавра в справедливом бою. Ну и, конечно же, «небо над головой» дает нам ощущение пространства, увеличивает объем комнаты. Длинный коридор, ведущий в остальные помещения квартиры, кажется еще более загадочным. Полуарочные своды над головой как бы переплетаются друг с другом. Таинственная подсветка создает ощущение, будто вы находитесь в древнем дворце.
Остальные комнаты квартиры выполнены в более «простом» стиле, хотя оставили за собой ощущение «хаоса и разрухи». Спальня с огромными витражными окнами во всю стену выполнена в природных зеленых оттенках. Потолок в ней словно растрескался, и трещины расползаются в разные стороны.
Несколько уровней потолка и использование разных материалов придают комнате динамичность. На стене в спальне находится фреска с изображением древнемифической архитектуры. Также в спальне есть одна тайная стена с небольшими окнами, напоминающими соты. Она служит перегородкой между детской и спальней и в то же время вносит некую необычность в интерьер квартиры. В детской комнате все «падает и летит». Ниша под телевизор с множеством полок, встроенных в нее, создает впечатление падения. На самом деле она повернута на 23 градуса и в нее очень удобно складывать книжки и тетрадки. На потолке, в черной дыре, все-таки есть «свет в окошке» – это витражный светильник, изготовленный мастерами по спецзаказу. Декоративную нишу за изголовьем кровати украшают подсветка и репродукции картин. Кабинет сам по себе имеет неправильные геометрические формы стен, поэтому мы не стали его перегружать большим количеством фактур и спецэлементов. Внимания здесь заслуживает «парящий» потолок и витраж в его центре, что, несомненно, влияет на атмосферу данной квартиры.
На примере Кносского дворца легко убедиться в том, что архитектура древнего Крита обладала легкостью, своеобразной свободой и изяществом. Ее чарующая сила не в мрачной дисциплине, а в раскованности и приветливости.
И наша квартира, несмотря на ее хаотичность и несопоставление форм и линий, носит легкий, раскованный характер, обладает уникальностью и служит милым и уютным домом для ее хозяев.
Иллюстрации к интерьеру вы можете посмотреть в печатной версии журнала.
№5, 2009
|