Ольга МАСКАЕВА
Ручная работа
|
|
Сегодняшняя мода в дизайне интерьера весьма демократична. При этом поле для самых смелых экспериментов широко как никогда ранее: в моде наступила эра индивидуализма, который диктует нам представление о том, что современное и красивое должно быть еще и неповторимым. Да и сама концепция росписи как ручной работы как нельзя более этому соответствует.
История
Художественная роспись очень древнее искусство. Тысячелетия назад наши предки научились расписывать унылые стены пещер яркими сценами из своей жизни. Для древних римлян стенная живопись, выполненная восковыми красками, являлась самой важной деталью интерьера. Она свидетельствовала о вкусах, культурном уровне владельца дома, характеризовала его общественный статус, политическую принадлежность, материальные возможности. Затем были фрески Рафаэля, Леонардо да Винчи, Микеланджело. Росписью стен занимался Рубенс (он рисовал на деревянных панелях, которые потом укрепляли на стенах). Кстати, по латыни стена murus, поэтому и художников, занимающихся росписью стен, называют муралистами.
Великие мастера, как правило, занимались росписью дворцов, храмов, общественных зданий. Но разве мало на свете желающих превратить свое жилище в дворец? В последнее время в Европе художественная роспись находит широкое применение именно в художественном оформлении частных интерьеров, позволяя создавать исторические стилизации, обыгрывать пространство согласно единому художественному замыслу. Роспись выполняет ту же роль, что и произведения живописи, позволяя решить дизайн помещения в утонченном, изысканном стиле.
Виды росписи
Видов росписи существует несколько. Хорошо известны фрески (роспись водо-растворимыми пигментами по сырой штукатурке), роспись темперно-клеевыми красками (пигментами, замешанными на яйце или казеиновом клее), энкаустика (роспись красками на расплавленном воске), роспись масляными красками по сухой штукатурке или живопись на деревянной панели или на холсте, который затем наклеивался на стену.
Выбор того или иного вида зависит от материала стены, температуры, влажности воздуха и других технических факторов.
В монументальном искусстве наибольшее распространение получили фрески и темперно-клеевая живопись. Но с 70-х годов XIX-ого века масляные краски, применяемые в Европе для росписи и колеровки стен, были окончательно вытеснены водостойкой темперой. Она лучше пропускает воздух, ее можно мыть, она экологичнее масляных покрытий. Затем, начиная с 50-х годов прошлого столетия, художники предпочли водоэмульсионные, водно-дисперсные и акриловые краски как наиболее стойкие, легкие в приготовлении и быстросохнущие.
Цвета
Не менее древним ремеслом, чем искусство настенной росписи, можно назвать науку выбора цвета, декоративную колеровку потолка и стен в интерьере. Более того, в их основе лежат общие технические приемы, одни и те же материалы. Приступая к стенной росписи, художник предварительно решает вопрос цветовой гаммы стен в целом.
Известно, что каждый цвет определенным образом воздействует на человека: голубой успокаивает, красный возбуждает, желтый «заряжает» энергией. Но в комбинации те же краски способны произвести совершенно иной эффект. Разноцветные стены, колористические вариации в виде чередующихся полос, декоративные фризы, настенные орнаменты — это лишь малая толика художественно-оформительского арсенала.
Выбор цвета и приемов декоративной колеровки обусловлен многими факторами. Главные из них — общая стилистическая установка архитектора, назначение помещения, степень его естественной освещенности, размеры, соотнесенность со смежными комнатами, залами, коридорами, лестницами.
Не стоит забывать и о том, что определенным эпохам и художественным стилям присущи свои устойчивые комбинации цветов. Например, для Ренессанса характерны «земляные» краски сырая и жженая охра и умбра.
Учесть все нюансы может только профессионал.
Сюжеты
Сюжеты росписи разнообразны и многолики. Не теряют популярности барочные живописные аллегории, архитектурные и декоративные «обманки» классицизма. Опять входят в моду растительно-зоологические панно и росписи стен в духе модерна и постмодерна (в комнатах для гостей, зимних садах). Многие выбирают иллюзорную живопись на стенах гостиных. Предпочтителен эффект окна или иллюминатора, за которым простираются горный ландшафт, подводный коралловый риф, цветущий сад и т. д.
Сейчас спрос на настенные и потолочные росписи постоянно растет, это позволяет надеяться, что прекрасное и древнее искусство возродится к новой жизни.
№3, 2007
|