Андрей ЩЕТКИН
Кухни!!!
|
|
Похоже, что сегодня кухня превратилась из функционария в предмет искусства. Люди, которые сами почти не готовят, ставят в своих домах кухни по цене «роллс-ройса» говоря при этом , казалось бы, прозаичном и функциональном предмете мебели, не иначе как о поэтическом произведении.
Кухонная мода обновляется не так уж часто, с периодом примерно в три года. И это логично: там, где царит искусство, мода замедляет свои обороты. Некоторые именитые производители вообще предлагают принципиальные новинки чрезвычайно редко, и это не от лени, а от идеальности. В том смысле, что если совершенная кухня уже была создана 10-20 лет назад и стала эталоном, то создать новое совершенство практически невозможно. Это примерно как колесо заново изобрести. А все стилистические новации кухонь - это реверансы вокруг вожделенной кухни-архетипа.
Если и существует в природе кухня-архетип, то она минималистская, однозначно. Действительно, новейшая история кухонь - это постепенное избавление от всего лишнего. Впору говорить даже не о минимализме, а о пуризме. Современная кухня - объект герметичный, почти космический, это уже состоявшееся будущее из фантастических романов. И надо сказать, что это тот минимализм, который дорогого стоит, и буквально, и фигурально. За гладким глянцевым фасадом скрывается сложнейший труд технологов, конструкторов, специалистов по материалам и, конечно, дизайнеров.
Главный кухонный парадокс заключается в том, что искусство, высокое и чистое, рождается в ожесточенной борьбе за функциональность и эргономичность. Радикальная эргономика - это когда в окружении гладчайших поверхностей буквально не за что зацепиться. Так проза превращается в поэзию. Это настолько удобно, что уже красиво. Дизайнеры постепенно отказываются даже от таких элементарных деталей, как ручки, и это не признак апокалипсиса, а стремление к максимальной эстетической чистоте.
Современные кухни действительно сложное явление, это уже не столько мебель, сколько бытовая техника. Соответственно, ориентироваться в них неспециалисту сложно, и выбирать стоит только при помощи эксперта. С другой стороны, вокруг люксовых кухонь постепенно формируется потребительский культ, как это произошло с дорогими часами и автомобилями. Разбираться в них стало престижно, о кухнях заговорили в гостиных.
Вообще, многое из того, что волнует технологов фабрик, не всегда понятно беззаботному потребителю. Собственно, именно отсутствие забот для последнего и есть сверхзадача первых. Например, самые прогрессивные фабрики постоянно соревнуются в изобретении все более надежных и совершенных способов крепления и подвешивания модулей к стене. Дошло до того, что на тоненьком профиле железно и на века удерживаются целые большие шкафы со всем содержимым. Также на стене теперь может висеть что угодно: духовка, холодильник и т.д.
Капризная мода норовит обесценить достижения в области подвешивания шкафов, просто выведя таковые из обихода. Сомнительно, что это произойдет на 100%, но кухни только с нижним рядом шкафов, без верхних, сейчас весьма актуальны. Глобальные тенденции в мире кухонь сменяются вообще с периодичностью в десятилетия. В последние годы самый масштабный выбор дизайнеры и потребители совершают между модульной системой и "островной".
Строго говоря, еще полвека назад оформилась тенденция: дизайн - это тоже функция, причем из самых важных. И именно в разделе "кухни" этот тезис планомерно осуществляется. Функция эта коммуникативная и репрезентативная. Дизайном задается самый главный комфорт - визуальный. Дорогая кухня источает какие-то особые флюиды, буквально пахнет высоким уровнем жизни. Искушенный потребитель интуитивно, почти с первого взгляда определяет, качественный перед ним продукт или нет.
№2, 2007
|