Наталия СОКОЛОВА
Эксклюзивный стиль против кракелюра
|
|
Как правило, любой интерьер, будь то классика или контемпорари-арт, включает в себя, как необходимую составляющую, произведения изобразительного искусства. Живопись, графика, художественная и документальная фотография, прикладное искусство могут выступать в роли украшения, приятного дополнения или же последнего штриха, собирающего все в единое целое. Этот штрих задумывает дизайнер, создающий интерьер. Стилевое единство здесь обязательно. Произведения искусства, висящие на стенах, подчеркивают оригинальность и цельность авторского замысла.
Это в теории. На практике часто бывает по-другому. Именно на завершающем этапе заказчик оставляет за собой выбор «картинок», соотносясь с собственными вкусами и финансовыми возможностями. Увы, для интерьера такой поворот событий — скорее минус, нежели плюс.
Безусловно, заказчик, которому в этом интерьере предстоит жить или работать, должен получать эстетическое наслаждение от общения с произведениями искусства. Проще говоря, они должны ему нравиться. Но! Какое же разочарование приносит несуразное сочетание в едином пространстве того, что висит на стенах, и того, что «живет» вокруг. Когда в стильный, светлый интерьер с минимумом деталей и небольшого размера пространством попадает «произведение искусства» а-ля Айвазовский, приобретенное на очередном городском «заборе», как-то сам собой возникает вопрос: зачем нужен был дизайнер?
Мы не будем здесь обсуждать вкусы и пристрастия тех, для кого дизайнеры и художники работают. Дело это неблагодарное и бессмысленное. В конце концов, сколько людей, столько и мнений. Да и проблема здесь не во вкусе или его отсутствии. Значительно чаще приходится сталкиваться с тем, что желающие украсить или оживить свою квартиру или офис просто не знают, где можно выбрать произведение искусства высокого художественного уровня и качества, и при этом вполне подходящее для современного интерьера и устраивающее по цене.
Прежде всего, стоит иметь в виду художественные салоны, предлагающие самую различную по стилю, размерам и ценам живопись, графику, прикладное искусство. Таких салонов на самом деле не так уж много. Практически все они располагаются в самом центре города. Заглянув туда, надо помнить — то, что вы можете видеть на стенах и в витринах — это лишь часть предметов современного искусства, которые может предложить салон. Не спешите разочарованно удалиться и не стесняйтесь попросить сотрудников галереи или салона показать вам что-нибудь еще. В галереях, не один год работающих на рынке изобразительного искусства, в штате обязательно есть сотрудник, который поможет решить вашу проблему. Если же вам ответят, что в зале вывешено все, что есть в наличии, то, пожалуй, стоит поискать другое заведение, торгующее предметами искусства. Если же вы по каким-либо причинам решите этого не делать, то полагаться вам придется только на свой вкус и искать то, к чему «душа лежит» самостоятельно. Это не самый лучший путь, так как любое произведение искусства, представленное в окружении многих других (так обычно и бывает в салонах), воспринимается совсем иначе, нежели в интерьере вашего дома. А разглядеть его потенциал не всегда под силу даже специалисту. Если же вы определились в своем выборе, попросите продемонстрировать работу на нейтральном фоне или же близком к цвету вашего интерьера.
Почему не стоит приобретать картины на популярном городском «заборе», да и вообще на улице? Во-первых, восприятие живописи при уличном освещении совсем иное, нежели в помещении. Понравившаяся работа может сильно разочаровать, оказавшись в интерьере. Обидно отправлять картину «за шкаф», не говоря уже о потраченных деньгах. Во-вторых, уверения продавцов в том, что вы приобретаете картину, существующую в единственном экземпляре, в большинстве случаев полная ерунда. Написание картины для продажи на улице — бизнес. И как любой бизнес он ориентируется на спрос. Поэтому не удивляйтесь, если через неделю-другую вы обнаружите на том же месте еще один точно такой же «единственный экземпляр». В-третьих, технология живописи — момент весьма важный — у самодеятельных, полупрофессиональных, да и, что греха таить, иногда и профессиональных художников частенько оставляет желать лучшего. Никто не даст гарантии, что через полгода красочный слой вашего «шедевра» не украсится кракелюром и не начнет осыпаться. Это не все аргументы «против». Но, думаю, здесь можно остановиться.
В последнее время модно украшать интерьер графикой. На самом деле удачно подобранная, она придает интерьеру стильность и оригинальность. Кроме того, графические работы традиционно более доступны по цене. Но хлопот с графикой больше. Она очень не любит яркий свет. Лучше всего размещать графические работы там, куда солнышко заглядывает ненадолго, либо в затененном помещении. Особенно это касается оригинальной графики (акварель, карандашный рисунок, уголь, сангина и т. п.). Еще один немаловажный момент — оформление графического листа. Рама, стекло, паспарту — все обязательно! Не следует экономить, отказываясь от паспарту. Графика, одетая только в рамку под стеклом, значительно проигрывает. Не говоря уже о том, что это не грамотно. Само паспарту обеспечит сохранность графического листа, а его цвет и фактура помогут подчеркнуть особенности интерьера.
Те же самые правила оформления относятся и к фотографии, хотя здесь они не настолько строгие и однозначные в силу природы самого фотоматериала. Упрощенно фотографии, обычно используемые для оформления интерьера, можно поделить на документальные и художественные. К первым отнесем фото членов семьи, виды городов и пейзажи, запечатленные с документальной точностью. На мой взгляд, с их оформлением и размещением можно экспериментировать в свое удовольствие, лишь бы не переусердствовать в количестве. Художественная фотография требует более внимательного к себе отношения. Здесь предпочтительнее тематические серии из 3—4 снимков, которые привнесут в интерьер эксклюзивность. Следует оговориться, что стоимость профессионального снимка (фотопортрет, постановочное фото, фото со световыми и цветовыми эффектами и т. п.) вполне сопоставима со стоимостью небольшого произведения изобразительного искусства. С каждым годом популярность фотографии в роли картинки в интерьере возрастает. Это модно, стильно и необычно.
В заключение несколько слов о том, где можно оформить произведения изобразительного искусства и фотографии. Как показывает практика, не все знают о существовании багетных мастерских, целью которых как раз и является оформление самых различных художественных произведений. Только в центральной части города работает несколько таких мастерских, где сотрудники предложат варианты оформления вашего приобретения. Иногда выгоднее обращаться в небольшие мастерские, так как там меньше сроки изготовления и сотрудники имеют возможность уделить вам значительно больше внимания. Рамы, стекла, паспарту для рисунка или фотографии, предназначенной украшать стильный интерьер, не стоит покупать в фотомагазинах. Правильнее обратиться в багетные мастерские. Если понравившееся произведение искусства получит удачное профессиональное оформление, и вы, и ваш интерьер от этого только выиграют.
№2, 2007
|