Наталья САФОНОВА
Архитектура должна быть уместной
|
|
В начале мая Галерею Сергея Туманина посетили два известных московских архитектора: Дмитрий Величкин и Николай Голован ов, которые провели мастер-класс для нижегородцев. До начала мероприятия основатели компании «Архитектурно- художественная мастерская архитекторов Величкина и Голованова» дали эксклюзивное интервью M info и поделились впечатлениями от архитектурного Нижнего, секретами успеха, собственными проектами и идеями.
– Вы в первый раз в Нижнем Новгороде?
Д. В.: Моя мама родилась под Нижним Новгородом, и у меня до сих пор здесь живет много родственников: десятка два сестер и братьев. В детстве я много времени проводил в этой местности. Но, к сожалению, только в этот приезд осознал, что нет уже того деревянного, полудеревянного зеленого города – домиков с резьбой, игры теней… Романтика исчезла. И это беда! Да, появляются перспективные новостройки, и каждый из этих объектов претендует стать шедевром, и становится. Каждое новое здание настолько яркое, что затмевает предыдущее – второстепенных построек нет. В конечном счете из-за этого теряется фон, нет единой городской «ткани».
Если говорить о достоинствах, то присутствует чувство масштаба, особенно в центральной части города, соблюдается небесная линия. Хочется отметить и нижегородскую архитектурную школу, которая славится не одним десятком талантливых выпускников. Мы давно дружим с Сергеем Туманиным и другими известными архитекторами нашего поколения, и Нижнего Новгорода в том числе. Профессионалов много, но, к сожалению, не все зависит только от задумки архитекторов.
Н. Г.: Я приехал в Нижний Новгород в первый раз. Абсолютно согласен с Дмитрием по поводу кризиса исторических построек города, но хочу добавить: это проблема не только вашего города. Мода на новостройки – политика, присущая всем российским городам. Ничего не поделаешь – хищнический молодой капитализм «рвет» на себя и не дает уберечь то, что было создано до нас. Деятельность «капитализма» не ведет к созданию общей картины города. И пора обществу научиться различать два понятия: шедевр архитектуры и шедевр среды. Для воссоздания последнего бесконечного строительства шедевров архитектуры недостаточно. Нужны воля, силы, желание и средства, чтобы сохранить историю и сохранить среду.
– Над какими проектами вы сейчас работаете?
Н. Г.: Традиционно последние пять–восемь лет у нас идет некое процентное разделение между жанрами проектирования: 30% – интерьерные объекты, 40% – загородные жилые дома, остальное – городская архитектура. В настоящее время мы работаем над интересным проектом в Казани, в центральной части города. В целом это уникальный объект – бизнесцентр класса «А»: около 60 тыс. кв. м, с 4-уровневой подземной парковкой, в котором будет стоянка, в скором будущем здесь расположатся различные компании. Так исторически сложилось, что наши городские объекты в основном находятся в Казани.
- Какими стилями вы руководствуетесь при проектировании?
Д. В.: Этот вопрос нам задавали на протяжении всей нашей творческой жизни (мастерской в этом году исполнится уже двадцать два года!). И все это время у нас был один и тот же ответ – наш стиль авторский. У нас нет кумиров. Да, мы жители XXI века и наследники огромного исторического пласта. Но призвание каждого художника в том, чтобы, изучив этот пласт, найти свой собственный стиль работы и творчества. Возможно, ранние наши работы были выполнены в неоклассике – это был расцвет российского постмодернизма. Следующий этап – увлечение современными формами. Что сейчас? Авторство и креатив, основанные на опыте предыдущих поколений, на классических знаниях и собственных работах.
Н. Г.: Я бы назвал наш стиль в каком-то смысле неоромантизмом с присущей ему изощренностью и усложненностью. Возможно, усложненность в данном случае не самый подходящий термин. Делать архитектуру красивой и простой, научиться обладать какой-то формой – вот задача мастера. Если архитектор чувствует, что поймал идеальную форму, то он может считать, что на данном этапе достиг определенного результата.
– Что вас вдохновляет на творчество?
Д. В.: Процесс и результат. Быть архитектором и не любить то, что ты делаешь, невозможно. Вдохновляет само отношение к работе. Ну и то, что художник обязан быть амбициозным!
– В одном интервью свое творческое кредо вы выразили так: «Архитектура должна быть уместной». Что вы хотели этим сказать?
Д. В.: Архитектор должен всегда ставить перед собой сверхзадачу. Архитектура должна быть уместной. И умной. Но умной не значит напичканной только сложными интеллектуальными системами, а продуманной, гармоничной. Понятно, что если у тебя есть задача придумать суперформу, и ты ищешь ее бесконечно и совершенно забываешь о том, что скрывается за ней, где она будет размещена – значит, твоя задача решена только отчасти. На проект необходимо смотреть немного «сверху» и учитывать все проблемы. Например, в Казани мы проектировали базу отдыха, которая должна быть расположена в уникальном лесу первой категории. Наши коллеги, проектировавшие базу до нас, предложили классическую композицию – вырубить лес и спроектировать каскад. Но вырубать такой заповедник кощунство. Нам нужно было решить задачу деликатно. Мы придумали конструктивную систему, которая позволяет строить здания, не нарушая покровного рельефа.
– Есть ли у вас ощущение, что самые большие достижения еще впереди?
Н. Г.: Хотелось бы верить, что все еще впереди. Кризис, конечно, коснулся архитектуры, но надеемся, что в нашей жизни будут еще творческие подъемы. Возможно, нам удастся выйти на более масштабные проекты. То, чем мы занимается сейчас в институте, – преподавание, руководство дипломными работами – все это можно назвать современным движением, современной архитектурой. Мы видим: среди студентов есть масса талантливых ребят, ребят идейных. Хочется верить, что однажды все совместные идеи претворятся в жизнь.
№1, 2010
|